Анализ стихотворения А. С. Пушкина "Князю А. М. Горчакову"

Пускай, не знаясь с Аполлоном,
Поэт, придворный философ,
Вельможе знатному с поклоном
Подносит оду в двести строф;
Но я, любезный Горчаков,
Не просыпаюсь с петухами,
И напыщенными стихами,
Набором громозвучных слов,
Я петь пустого не умею
Высоко, тонко и хитро
И в лиру превращать не смею
Мое — гусиное перо!
Нет, нет, любезный князь, не оду
Тебе намерен посвятить;
Что прибыли соваться в воду,
Сначала не спросившись броду,
И вслед Державину парить?
Пишу своим я складом ныне
Кой-как стихи на именины.
Что должен я, скажи, в сей час
Желать от чиста сердца другу?
Глубоку ль старость, милый князь,
Детей, любезную супругу,
Или богатства, громких дней,
Крестов, алмазных звезд, честей?
Не пожелать ли, чтобы славой
Ты увлечен был в путь кровавый,
Чтоб в лаврах и венцах сиял,
Чтоб в битвах гром из рук метал
И чтоб победа за тобою,
Как древле Невскому герою,
Всегда, везде летела вслед?
Не сладострастия поэт
Такою песенкой поздравит,
Он лучше муз навек оставит!
Дай бог любви, чтоб ты свой век
Питомцем нежным Эпикура
Провел меж Вакха и Амура!
А там — когда стигийский брег
Мелькнет в туманном отдаленье,
Дай бог, чтоб в страстном упоенье,
Ты с томной сладостью в очах
Из рук младого Купидона
Вступая в мрачный чолн Харона,
Уснул... Ершовой на грудях!
Анализ
Стихотворение "Князю А. М. Горчакову", написанное в Лицее, пятнадцатилетним поэтом принадлежит жанровой разновидности "стихотворений на всякий случай". Это произведение представляет собой иронически-шутливое поздравление друга с его именинами.
Текст разделяется на две относительно равные части: первая-вступительная, вторая-поздравительная. Каждая из них имеет ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию.
Вся первая часть включает в себя множество антитез, основанных на ключевом образе "я-поэт" совсем не такой, как "придворный философ". А далее следует цепочка, соотносимая с главной антитезой, например:"не знаясь с аполлоном ..." ; "оду в двести строф..."; "и напыщенными стихами...", а с другой стороны-"я петь пустого не умею..."; "пишу своим я складом ныне...".
Таким образом в первой части поэт высмеивает, иронически обыгрывает словесные штампы и расхожие шаблоны высоких, торжественных од. Этой же цели сопутствует упоминание о Державине.
Вторая часть произведения представляет собой обилие риторических вопросов, всевозможных гипербол. Смысл всей художественной образности заключается тоже в шутливом, слегка насмешливом отрицании традиционных пожеланий например: "или богатства, громких дней, крестов, алмазных звезд, честей?..." Пушкин желает своему другу любви, которая сильнее смерти. Эта мысль передается мифологизированными именами и понятиями, отсылающими к античности. Это тоже своеобразный ассоциативный ряд. Здесь и "нежный Эпикур", а затем Вакх и Амур вместе с младым Купидоном, в противоположном смерти: "стигийский брег", "мрачный челн Харона". 
Итак, в этом стихотворении Пушкин уже заявил себя самобытным и эрудированным поэтом, не желающим никому подражать.
Дружеские послания были в эпоху Пушкина одним из самых распространенных жанров. Их можно встретить у К. Н. Батюшкина, В. А. Жуковского и у всех без исключения поэтов пушкинского круга(А. Дельвиг, Е. Бородинский, П. Вяземский и др.) Подобного рода стихотворения можно встретить не только в лицейском, но и в после-лицейском творчестве Пушкина, правда, в зрелых произведениях Пушкин расширяет границы и возможности этого жанра. Таковы, например, стихотворения "К Чаадаеву", "К И. И. Пущину", "Послание в Сибирь" и др.
В романтический период (Последняя четверть 18-начало 19 веков) все выдающиеся поэты Западной Европы использовали жанр дружеского послания: Шиллер, Гете, В. Скотт, БАйрон, Шекли. Их творчество Пушкин знал досконально и использовал некоторые идеи и образы в своем творчестве.
Биография А. М. Горчакова

 Александр Михайлович Горчаков родился в семье военного. Его отец – генерал – майор Михаил Алексеевич Горчаков происходил из рода рюриковичей, но был беден. По долгу службы ему приходилось много переезжать, поэтому они жили то в Гапсале, то в Ревеле, то в Санкт-Петербурге. Мать Елена Васильевна Ферзен занималась воспитанием пятерых детей. А.М. Горчаков получил блестящее образование. В 1811 г., окончив Петербургскую губернскую гимназию, он успешно выдержал вступительные экзамены в Царскосельский лицей, в задачи которого входило «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной».
Александр Горчаков занимал в Лицее комнату 30, с окном в сторону ограды Знаменской городской церкви. Профессор Н.Ф. Кошанский в 1812 году написал о Горчакове: «Князь Александр Горчаков один из тех немногих питомцев, кои соединяют все способности в высшей степени: особенно заметна в нем быстрая понятливость, объемлющая вдруг и правила и примеры, которая, соединяясь в нем с чрезмерным соревнованием, прилежанием, особенно с каким-то благородно-сильным честолюбием, превышающим его лета, открывает быстроту разума и некоторые черты гения — но эти способности, развиваясь быстро, сильными порывами вредят здоровью. Успехи его чрезвычайны».
Среди воспитанников Лицея Горчаков пользовался уважением и авторитетом. Он, кажется, был единственным из воспитанников Лицея, кто избежал едких насмешек в «национальных песнях» и каких-либо прозвищ, тем более карикатур. Правда, Алексей Илличевским еще в 1811 году была написана эпиграмма на Горчакова в форме акростиха, начальные буквы которого образуют фамилию Горчакова.
Еще в Лицее Горчаков был страстным приверженцем русского языка и родной литературы. Своему влиятельному дядюшка А.И. Пещурову Горчаков писал из Лицея, что, хотя и любит французский язык, но не столь «ослеплен» им, чтобы не чувствовать всех достоинств русского языка «сильнейшего», «благозвучнейшего», «богатейшего».
Лицей он оканчивает с золотой медалью за «примерное благонравие, прилежание и отличные успехи по всем частям наук». В лицее Горчаков обрел и своих первых друзей: А.Пушкин, И.Пущин, В.Кюхельбекер. Пушкиным было предсказано блестящее будущее Горчакову: «Тебе, рукой Фортуны своенравной, Указан путь и счастливый и славный». \
Летом 1817, Горчаков поступил на службу в министерство иностранных дел Российской Империи. Во время конгрессов Священного союза, Горчаков был в свите Александра I. Александра Михайловича отличало от коллег большое трудолюбие и прилежность. Поэтому в 1822 году он был назначен первым секретарем русского посольства в Лондоне. В1827 году его перевели в Рим, через год во Флоренцию. В 1833 году Горчаков Оказался в Вене.
Вернувшись на Родину Горчаков женился на арии Урусовой. Влиятельный родственники жены посодействовали его возвращению на государственную службу. В 1841 он был назначен российским послом в Вюртембергское княжество. Через семь лет Европа пылала огнями революций. Горчаков составил доклад, в котором поделился своими взглядами на события. Его доклад понравился Николаю I, чем заслужили уважение императора.В 1850 Александр Михайлович стал посланником при германском союзном сейме, в городе Франкфурте. Во время Крымской войны Горчакова отправили в Вену, так как именно Вена не позволили сделать решающий бросок на Стамбул.
Итальянский кризис 1859 года серьёзно озабочивал российскую дипломатию. Горчаков предлагал созвать конгресс для мирного разрешения вопроса, а когда война оказалась неизбежной, в ноте 15 (27) мая 1859 он удерживал второстепенные германские государства от присоединения к политике Австрии и настаивал на чисто оборонительном значении Германского союза. С апреля 1859 года прусским посланником в Петербурге был Бисмарк, и солидарность обоих дипломатов относительно Австрии оказывала влияние на дальнейший ход событий. Россия открыто стояла на стороне Наполеона III в конфликте его с Австрией из-за Италии. В русско-французских отношениях произошёл заметный поворот, который был подготовлен официально свиданием двух императоров в Штутгарте в 1857 году. Но это сближение было весьма непрочно, и после торжества французов над Австрией при Мадженте и Сольферино Горчаков опять как будто примирился с венским кабинетом.
 В 1860 году Горчаков признал своевременным напомнить Европе о бедственном состоянии христианских народностей, подвластных турецкому правительству, и высказал мысль о международной конференции для пересмотра постановлений Парижского трактата по этому предмету (нота 2 (20) мая 1860). «События на Западе отозвались на Востоке, как поощрение и надежда», выразился он, и «совесть не позволяет России долее сохранять молчание о несчастном положении христиан на Востоке». Попытка не имела успеха и была оставлена, как преждевременная.
В октябре того же 1860 года князь Горчаков говорит уже об общих интересах Европы, затронутых успехами национального движения в Италии; в ноте 28 сентября (10 октября) он горячо упрекает сардинское правительство за действия относительно Тосканы, Пармы, Модены: «это уже вопрос не об итальянских интересах, но об интересах общих, присущих всем правительствам; это вопрос, имеющий непосредственную связь с теми вечными законами, без которых ни порядок, ни мир, ни безопасность не могут существовать в Европе. Необходимость бороться с анархией не оправдывает сардинского правительства, потому что не следует идти заодно с революцией, чтобы воспользоваться её наследством». Осуждая так резко народные стремления Италии, Горчаков отступил от принципа невмешательства, провозглашенного им в 1856 году по поводу злоупотреблений неаполитанского короля, и невольно вернулся к традициям эпохи конгрессов и Священного союза. Его протест, хотя и поддержанный Австрией и Пруссией, не имел практических последствий.
С начала 1860-х двумя основными направлениями политики А.М.Горчакова стали балканское и западноевропейское. Российская дипломатия возобновила давление на Османскую империю в защиту интересов христианского населения на Балканах: в 1862 она выступила в поддержку черногорцев и герцеговинцев, в 1865 – сербов, в 1868 – критян. Что касается Западной Европы, то здесь Россия переориентировалась на союз с Пруссией: в обмен на обещание России не препятствовать объединению Германии под прусским верховенством О.Бисмарк обязался содействовать Петербургу в пересмотре условий Парижского мирного договора. Россия придерживалась нейтралитета в датско-прусской войне 1864 и оказала дипломатическую помощь Пруссии во время австро-прусской 1866 и франко-прусской 1870–1871 войн. Разгром в 1870 Франции, главного гаранта Парижского мира, позволил А.М.Горчакову открыто поставить вопрос о его ревизии: 19 (31) октября 1870 он заявил об отказе соблюдать наложенные на Россию ограничения («циркуляр Горчакова»); на Лондонской конференции в январе-марте 1871 великие державы были вынуждены согласиться на отмену «нейтрализации» Черного моря. Суверенные права России на Черном море были полностью восстановлены.
Дипломатические успехи и рост международного авторитета России в 1860-х – начале 1870-х укрепили положение А.М.Горчакова в правящих кругах Империи. В 1862 он стал членом Государственного Совета и вице-канцлером, в 1867 – канцлером, в 1871 – светлейшим князем.
С начала 1870-х в фокусе его политики оказался балканский вопрос. Стремясь организовать антитурецкую коалицию России, Германии и Австро-Венгрии и договориться с последней о разделе сфер влияния на Балканах, способствовал созданию в 1873 Союза трех императоров – Александра II, Вильгельма I и Франца-Иосифа. Однако, не желая установления гегемонии Германии в Европе, весной 1875 решительно выступил против ее планов начать новую войну с Францией («телеграмма Горчакова»); это серьезно ухудшило русско-германские отношения.
В 1875 г. дипломатическая позиция Горчакова уберегла Францию от новой агрессии Германии.
В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. занял колеблющуюся позицию, считая, что [россия) еще не готова занять Константинополь и война может привести лишь к "полумиру". Эта позиция во многом определила падение популярности Горчакова и его властных позиций. В 1879 г. управление МИДом перешло к Гирсу. В 1882 г. Горчаков получил формальную отставку.
Через год он скончался.